Чудеса из Свиблово

1

Мыльница, как артистический орган, нечасто бывает задействована в художественной фотографии. Многие сетуют на качество, которое редуцируется быстротой и удобством съемки. Однако вторая персональная выставка молодого мастера Сергея Алымова "Осенние закаты-2000", прошедшая в молодом культурном центре "Столыпинское", подтверждает старую, известную еще со времен Энди Уорхола, мысль о том, что не следует пренебрегать банальными средствами выражения, если есть чего с их помощью сказать.

2

Но мыльница, помимо прочего, весьма точный фотографический аппарат, созданный для полного соответствия определенному состоянию природы, вынесенному в заглавие выставки. Как известно из личного опыта, все другие погоды остаются для мыльницы непонятными и невыразимыми, и она совершает нелепые попытки поправить положение, добавить, хоть бы и искусственного, а солнца. Закатные же цвета, как нам демонстрирует выставка, мыльница передает честно и преданно, чем сообщает себе статус идеального спутника в разного рода романтических прогулках, исключая ночные.

3

Выбор мыльницы для Сергея можно также обозначить и как "онтологический", связанный с его увлечением московским концептуализмом и этнографией. В этом контексте мыльница для Алымова это как однострунный инструмент для туркменского акына, поле бесконечного суфийского разнообразия при видимой ограниченности выразительных средств. Сравнение с музыкальным инструментом здесь, можно сказать, несколько тавтологично, ибо Сергей в Москве известен более как лидер акустической группы "Звездные войны". Его фотографические открытия несомненно смыкаются с поэтическими. В репертуаре "Звездных войн" есть песня "Северное и Южное Медведково", о двух районах Москвы. В ней две эти смежных области противопоставляются согласно названиям: в Северном Медведково идет дождь, люди суровые, в Южном зреют арбузы, праздники и веселье. И хотя лирический герой живет в Северном Медведково, он заключает: "Только в Южном Медведково найду я свое счастье". Любимый объект для съемки родной район Свиблово тоже, оказывается, мечтает о другой географии, как турист о Турции. В той части выставки, где представлены самые новые кадры из Свиблово, мы видим море и песок, представленные с помощью закатного асфальта и лужи, в которой отражается голубое небо. И только урбанистический фонарный столб, тоже оказавшийся в луже, указывает нам на виртуальность этих приморских образов.

4

Свибловские фотографии продолжают важную для фотографа тему мечты города о райском саде, бывшем когда-то на его месте. Эти кадры утопичны, и поэтому адресованы широчайшему кругу уставших от мегаполиса людей. Признайтесь, петербуржцы, что вас часто посещала мечта о море, проложенном до самого Купчина!

5

Осенние закаты Сергей наблюдал не только в родном Свиблово. Вторая половина выставки посвящена Павловску. Избежав популярной тематики увядания империи, фотограф представил самый запущенный из царственных пригородов Петербурга как город метафизических встреч. Вот две тени фотографа и Павла идут на встречу друг другу, будто представляя две державы.

Валентин Дорфмайстер, арт-критик.

Хостинг от uCoz